На протяжении всей истории человечества полы играли важнейшую роль в жизни людей. Но эволюция от природного камня до кварц-винила – вершины напольных технологий, заняла тысячелетия.
С того времени, как люди начали обустраивать первые примитивные жилища полам уделялось большое внимание. На заре истории полы были земляными и каменным, но очень скоро их начали вымащивать обработанным камнем. Такие полы были популярны в ранних древних цивилизациях – Египте и Месопотамии. Тогда же начинается расцвет гончарного искусства. Из глины начинают стали предметы быта, украшения, даже возводить постройки, полы в данном списке не исключения. По сути, первым полноценным напольным покрытием можно считать керамический пол. Однако, такой пол не отличался прочностью, быстро приходил в негодность и был далёк от совершенства в плане теплопроводности.
Древне-римская мозаика
Во времена античности наступил расцвет каменно-керамических мозаичных полов. Благодаря фрагментам различных форм и цветов керамической плитки, мастера складывали различные художественные орнаменты высокой сложности. Однако, такой пол могла позволить себе лишь аристократия, средним и низшим слоям общества они были не доступны. Так же полы часто устилались каменными пластинами различных оттенков и цветов. Как правило, подобная плитка производилась из минералов различных месторождений. Античные полы по своей красоте не уступали потолкам и стенам дворцов. Самым популярным материалом для пола в греко-римской культуре являлся мрамор. Удивительно, но спустя более трёх тысяч лет мрамор не потерял своей актуальности. До сих пор он широко используется в отделке кухонь, санузлов, открытых веранд и бассейнов.
Естественно, получивший повсеместное распространение в Средиземноморье мрамор для серверной Европы оказался слишком холодным материалом. В пост-античную эпоху каменные и мраморные полы утеплялись соломой и коврами, а вот деревянные полы, как не странно вошли в обиход относительно поздно – лишь на излёте средневековья. Не смотря на то, что пол из дерева известен был известен человечеству с древних времён, он считался настоящей роскошью. Достаточно сказать, что некоторые помещения Иерусалимского Храма имели деревянные полы, чтобы понять как ценно было такое покрытие. Его не могли позволить себе даже высшие аристократы и цари.
Античный мраморный пол
В России наряду с камнем в церквях и монастырях применяли деревянные плахи в виде расколотого пополам бревна, которые укладывали в виде "кирпичей", разделяемых специально приготовленным известковым раствором. Такой способ укладки полов назывался дубовым кирпичом, образцы подобных полов дошли до наших дней, увидеть их можно в Дмитровском соборе во Владимире, в соборе Василия Блаженного и в Донском монастыре. Естественно, до изящества современно паркета «дубовым кирпичам» было очень далеко.
Предтечей паркета можно назвать технологию отделки полов дубовыми планками, уложенными в рисунок под названием «ёлочка». Впервые такое покрытие стали применять во Франции, откуда и пошло второе название всем известной сегодня «ёлочки» - «французский паркет».
Дома простолюдинов в XV-XVII веках имели, как правило, простые дощатые полы, обладающие рядом преимуществ перед другими напольными покрытиями. Но недостатком дощатых полов являлась их эстетическая примитивность. Даже качественно отструганные и покрытые лаком длинные деревянные доски могли обрадовать глаз только совсем уж неискушенного в бытовых делах человека.
Ещё в эпоху Возрождения в домах аристократов можно было увидеть паркет, но повсеместное распространение он получает с приходом эпохи барокко в XVI веке. Тогда же, при Алексее Михайловиче, паркет попадает в Россию.
Пётр Великий начав строительство новой столицы по европейскому образцу, дал мощный импульс развитию напольных покрытий. Архитекторы, на протяжении всей Имперской Эпохи разрабатывая проекты дворцов, сразу закладывали в проект эскизы полов. К сожалению, на сегодняшний день сохранилось совсем небольшое количество шедевров русского паркетного искусства. В их список входят Зимний дворец с полами зала Леонардо да Винчи, с Петровским и Георгиевским залами, Малиновой и Малахитовой гостиными, Петродворец с наборными узорчатыми полами Тронного и Чесменского залов и мозаикой паркетов Китайского кабинета, Останкинский дворец и залы дворца Юсуповых в Архангельском. Фантастические по красоте паркетные ансамбли можно видеть в архитектурных шедеврах Б. Растрелли, В. Бренны, Ч. Камерона, А. Ринальди, C. Чевакинского, А. Штакеншнейдера, В. Стасова, П. Аргунова. Главным образом это обусловлено тем, что паркет, хоть и я является прочным и износостойким материалом, но боится влаги, что в неотапливаемых, либо отапливаемых не достаточно хорошо, помещениях дворцов, вызывало его отсыревание.
Паркет картинного зала Большого Петергофского Дворца
Классический паркет в Российской Империи изготавливался в виде отдельных щитов. Самыми распространенными размерами паркетных щитов были 2 на 2 аршина, которые составляют 1,42 x 1,42 метра. Меньше использовали 1,5 х 1,5 аршина - 1,07 x 1,07 метра, а так же 5 х 3 аршина - 3,55 x 2,13 метра. Любой щит имел основу (фундамент) из сосновой доски, на которую рыбьим клеем клеили верхний паркетный слой. Изготовление художественного паркета производили двумя способами: интарсия (инкруста¬ция) и маркетри (наборный способ). Оба способа требовали от мастеров аккуратности и тщательной отделки лицевой поверхности, чтобы не допускать образования щелей. Для того чтобы «сгладить» все ошибки в расчетах, начали использовать фриз – декорированную кайму по периметру щитов. Специалистами отмечается, что применение фризов было изобретением с далекой перспективой – теперь этим приемом пользуются не только для укладки полов. При многих отделочных работах на стенах или потолке применяют данный универсальный способ сделать упущения незаметными.
В XVII веке паркет укладывался на известковую основу, а швы между планками замазывались раствором извести со смолой. На стенах крепили дубовый бордюр – аналог современного плинтуса. Аналогичные паркетные полы были постелены раннее в Дмитровском соборе во Владимире, в московском Донском монастыре, даже в знаменитом храме Василия Блаженного, но лишь в XVIII веке паркет приобрел по-настоящему художественный вид. Что касается древесины из которой изготавливали паркет, то мастера паркетных работ тех времен применяли в производстве сначала чинару, дуб, ясень, самшит, грушу и бук. Позднее вместе с местными породами древесины начали применять иностранные сорта.
Тем не менее, паркет вплоть до советского времени оставался недоступной, большинству населения, роскошью. В домах и квартирах абсолютного большинства людей, проживающих тогда в России, были обыкновенные деревянные полы без изысков.
Настоящую революцию в напольных покрытых произвело появление синтетических соединений, о чём пойдет речь в следующий раз.